Мастерская художественной ковки

Кузнецы куют-куют, приговаривают, Молотками приколачивают …

История ковки металла напрямую связана с историей человеческого общества. Или наоборот? Вряд ли вообще было бы возможным развитие цивилизации, если бы наш предок не сделал один главный умный шаг — выковал железный наконечник для копья, чтобы стать самым сильным из всех обитателей планеты Земля.


Кованые изделия, выполненные как холодным, так и горячим способом, широко использовались везде, где формировались крупные поселения людей. Металлические предметы быта, сельскохозяйственные инструменты и оружие надежны и долговечны, они уже за 3-4 тысячи лет до нашей эры, во времена Древнего Египта, верой и правдой служили людям, причем уже тогда не только отлично выполняли все требуемые функции, имели сложную конструкцию, но и были эстетически привлекательны.
На Руси кузнечное дело зарождалось в 4-6 веках до нашей эры, но кованые изделия — предметы обихода и нехитрые инструменты — выполняли лишь свое прямое назначение. Такое замедленное развитие этого ремесла объясняется тем, что в эти давние времена на огромной территории жили разрозненные племена и общины славян. И лишь когда Киевская Русь объединила междоусобные княжества в единое государство, искусство ковки стало развиваться стремительно. Русские умельцы изготовляли добротные, прочные вещи: совершенствовались орудия труда, все наряднее и богаче стали выглядеть боевые доспехи — оружие, кольчуги, шлемы, конская сбруя, а еще они научились ковать сталь.
Сила мастерства русских ковалей ярко проявилась уже при царе Иване Грозном, кузнецы вооружали войска кованными вручную пушками. Такая трудоемкая работа требовала большого количества рук. Догадайтесь теперь: почему фамилия Кузнецовы одна из самых распространенных в нашей стране?

В России при Петре I — Великом государе-реформаторе, поклоннике западных передовых производственных технологий, было построено много оружейных заводов, в которых использовались для ковочных работ рычажные молоты с водяным приводом.
1800 год поднял кузнечное дело на еще более высокую ступень. На Тульском оружейном заводе кузнец Пастухов применил новый прием работы с металлами — штамповку, что значительно ускорило темпы работы. Кстати сказать, тульская земля всегда была щедрой на талантливых кузнецов. Металлические изделия тульских мастеров — от самовара до оружия — снискали мировую славу. И сегодня каждый, кто приобрел тульское охотничье ружье, знает, что в руках у него изделие качественное, фирменное.

В 18-19 веках возрос интерес к архитектурным кованым работам. В Москве, Петербурге и других крупных городах страны создаются неповторимой красоты парковые ансамбли. Они украшаются тонкими узорами кованых оград, в том же стиле оформляются беседки, скамейки, перила мостов и уличные фонари.
Ковку радушно прописывают в богатых каменных зданиях. Стало модным смотреть в мир сквозь ажурную чадру кованых решеток, а выходить в него, гордо открывая железные двери и ворота с вплетенными в них коваными орнаментами.
Все новые и новые дворцы, городские особняки, дворянские усадьбы и православные храмы оплетает декоративная художественная ковка. Лишь один соперник есть у нее — чугунное литье.
Российские металлурги уже хорошо освоили технику работы с чугуном. Обрабатывать этот новый материал оказалось намного легче, быстрее и выгоднее. Наша северная столица — Петербург и сейчас утопает в черном ажуре чугунных оград, выполненных во времена серебряного века. Однако ковка никогда не сдавала и не сдаст своих позиций. Да, она требует много ручной кропотливой работы. Да, она стоит дорого. Но это же — эксклюзив, который ценится особенно!
Украшать свои дома коваными изделиями могли позволить себе только богатые люди, а оформление городских общественных зон выполнялось по заказу государства.

В наше время кузнецы работают с металлами и их сплавами, используя последние достижения технического прогресса. Механические молоты, электро- и газосварка, широкое применение штампованных и сборных конструкций позволяют в короткие сроки, конвейером, изготавливать большое количество кованой продукции. Заметьте — продукции, а не изделий. Подлинные кованые изделия все-таки делают настоящие мастера-художники — люди изобретательные, с богатой и яркой фантазией, и они предпочитают ручную, творческую работу. Объединяя весь бесценный опыт ковалей предыдущих поколений с современными знаниями о художественных возможностях любого металла, мастера-виртуозы все так же раздувают горн, вызывая на помощь духа огня, вооружаются «дедовскими» инструментами и... начинают творить! И пока стучат молотки по наковальне в такт пламенному сердцу, искусство ковки будет жить!

Поделиться

Москва  +7 499 707 71 39, +7 903 164 53 43  1@1.1